Одна из главных тенденций современного автостроения — "политика общих платформ", когда совершенно разные внешне автомобили имеют одинаковую основу: пол кузова, компоновку, шасси. Распространить эту концепцию на спортивно-гоночные автомобили пока никто не пытался. А вот англичане из фирмы Lotus попробовали....
Началось все с чрезвычайно удачной технологии, разработанной и опробованной – на Lotus Cars. Склеенные специальным клеем экструдированные алюминиевые профили оказались отличной несущей структурой для спортивного автомобиля — одновременно легкой и очень жесткой. Именно по такой схеме был построен теперь уже легендарный родстер Lotus Elise. Первая серийная машина со 120-сильной роверовской «четверкой» весила всего 675 килограммов! В дальнейшем этот же монокок с минимальной адаптацией принял и более мощные моторы Rover, и двигатели Toyota, и разные модификации моторов Opel. Но все это были рядные «четверки», не требовавшие серьезных переделок шасси.
Теперь же британские инженеры вознамерились доказать, что потенциал клееного монокока массой всего 68 килограммов этим не исчерпывается. И что на его основе Lotus может создавать спортивные и гоночные автомобили, совершенно различные по классу, уровню мощности и компоновке.
Доказательство готово — новый гоночный автомобиль Sport Exige, разработанный для одного из азиатских чемпионатов GT. Внешне он напоминает серийное купе Exige, только заметно раздавшееся в ширину и длину. А вместо поперечно размещенной «четверки» за спиной у водителя — установленный продольно мотор V6. Чтобы адаптировать значительно более крупный силовой агрегат, инженерам Лотуса пришлось рассчитать и изготовить для него новый задний подрамник.
*
*
*
В истории британской фирмы уже был автомобиль, созданный по схожей концепции. В середине 90-х англичане разрабатывали купе для гонок в классе GT. В 1997 году на гоночные трассы вышел необычный автомобиль, смахивавший на шаржированный Lotus Elise. Названный Elise GT1, он действительно имел в своей основе монокок серийного Elise - пусть и усиленный мощнейшим каркасом безопасности. Сердцем гоночного автомобиля стал 3.5-литровый турбомотор от Lotus Esprit 1/8. Он-то его и подвел. Пока Lotus доводил гоночную версию двигателя, FIA заявила о запрете турбомоторов на машинах класса GT1. Английские инженеры были вынуждены аврально переключиться на большой шестилитровый атмосферный мотор Chevrolet LT5, над которым они в свое время работали. Новый сезон специалисты Лотуса встретили с сырым автомобилем и постановлением FIA, вновь разрешающим использование турбонаддува... Вкупе с недостатком финансов это и определило неуспех проекта Lotus Туре 115. Несколько машин было продано командам из различных национальных чемпионатов, но и там Elise GT1 не снискал славы. Так этот интересный проект и остался лишь в памяти энтузиастов марки.
*
*
*
Что двигатель нового Лотуса, что коробка передач — агрегаты гоночные, без всяких скидок. Трехлитровая V-образная «шестерка» на основе блока компании General Motors построена известной английской конюшней Swindon Racing Engines и развивает 400 л.с. при 7750 об/мин. В паре с ней работает проверенная временем шестиступенчатая кулачковая коробка Hewland NLT.
Подвеска — стандартная для машин такого класса схема на двойных поперечных рычагах — разработана фирмой Lotus совместно с известной своими спортпрототипами британской конюшней Pilbeam Racing.
Наружные панели кузова изготовлены из углепластика. При разработке обводов гоночной машины большое внимание было уделено аэродинамике. Об этом говорит новое антикрыло и крупный диффузор под задним свесом, а также иная, чем на обычном Exige, аэродинамическая проработка передней части днища.
Результат применения фирменной «алюминиевой» технологии впечатляет: при относительно невысоких затратах создан гоночный автомобиль классом выше, чем Exige, и массой всего 850 килограммов. Форсированный 400-сильный двигатель обеспечивает легкому купе энерговооруженность в 470 л.с. на тонну!
Но, несмотря на очевидные достоинства, этот спорткар, видимо, так и останется в единственным экземпляре — по официальной информации, выпускать аналогичные машины серийно Lotus пока не намерен.
ДВИГАТЕЛЬ
Модель - GM, подготовки Swindon Racing Engines
Система управления - Motec M600
Число и расположение цилиндров - б, V-образно, под углом 56 град.
Масса, кг – 156
Расположение - в базе, продольно
Система газораспределения - два распредвала в каждой головке блока цилиндров
Система питания - шестидроссельный впрыск
Количество клапанов – 24
Рабочий объем, куб. см – 2998
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм - 86/86
Макс, мощность л.с./кВт/об/мин - 406/296/7750
Макс, крутящий момент, нм/об/мин - 398/6500
Максимальные обороты, об/мин – 8250
ТРАНСМИССИЯ
Привод – задний
Сцепление - двухдисковое, металлонерамическое, АР Racing
Коробка передач - механическая, кулачковая, секвентальная, Hewland
Передаточные числа
I - 3,0
II - 2,2
III - 1,07
IV - 1,8
V - 1,08
VI - 0,92
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Тип - шестерня—рейка
Передаточное отношение - 12,4:1
ТОРМОЗА
Передние - исковые, вентилируемые, АР Racing, диаметром 344 мм, с шестипоршневыми суппортами
Задние - дисковые, вентилируемые, АР Racing, диаметром 330 мм, с четырехпоршневыми суппортами