Считается, что прямоточные глушители - это атрибут солидно заряженного автомобиля. Проехаться с ревом по дорогам города - высшее блаженство для водителя. Только это не нравится горожанам и сотрудникам ГИБДД. В силах ли блюстители порядка победить дорожных ревунов? Корреспондент рассмотрел ситуацию вокруг глушителей.
"Нет" глушителям!
Горожане, услышав рев проносящихся мимо их окон автомобилей, ворчат: поснимали глушители, людям спать по ночам не дают! И пишут жалобы в ГИБДД. Инспектора ДПС штрафуют автовладельцев за то, что на автомобилях стоят прямоточные глушители. А владельцы утверждают, что у них не прямоток, и не соглашаются платить штрафы. И, в свою очередь, жалуются на гаишников. Получается замкнутый круг.
- Мы боремся, и будем бороться с прямоточными глушителями, - сообщил начальник ГИБДД - От них шуму много. Жильцы постоянно пишут жалобы и к нам, и в УВД, и в администрацию города. Поэтому еще раз повторю: ставить прямоточные глушители запрещено. Любой инспектор ДПС может остановить такой автомобиль и наложить на водителя штраф.
Вроде бы все просто. Запрет на прямотоки объясняется в приложениях к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Конкретно - в пункте 7.18 приложения "Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается управление транспортным средством". Он звучит так: "В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения ГИБДД МВД РФ или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации". А в инспекции утверждают, что разрешения на прямоточные глушители они не дадут. Замена равноценных узлов возможна, а вот самовольное внесение изменений запрещено.
- На практике это означает, что нельзя ставить глушители, на которые нет сертификатов соответствия завода-изготовителя, - объясняет сотрудник отдела пропаганды главного управления ГИБДД. - Это даже опасно. Покупают непонятно кем изготовленный агрегат, а он может быть неисправен. Поэтому при покупке глушителя надо требовать сертификат соответствия.
С "толстыми" глушителями стражи дорожной безопасности борются всеми силами. Автомобили, на которых стоят несертифицированные прямоточные системы выхлопа, обречены при прохождении очередного техосмотра. А на дорогах инспектора ДПС выписывают штрафы за "управление транспортным средством при наличии неисправностей" - статья 12.5 Кодекса об административных правонарушениях. Штраф - 50 рублей.
Разрешить невозможно запретить
Как ни странно это звучит, но инспектора ДПС не могут штрафовать только за наличие прямоточного глушителя. Во-первых, он может быть сертифицирован - водитель не обязан возить с собой сертификат. Во-вторых, может быть "родным" на автомобиле. Например, BMW 325-й и 340-й серии, "Опель Омега" и некоторые другие модели машин выпускаются заводом-изготовителем с прямоточными системами выхлопа. В-третьих, его может вообще не быть.
- Меня остановили инспектора, - рассказывает владелец "Хонды Интегра", - и начали убеждать, что на машине стоит прямоточный глушитель. "Почему вы так решили?" - спрашиваю их. Потому что шумит сильно! И штраф выписывают. А у меня сроду прямотока не было, это двигатель "Хонды" такой громкий! Отстали, только когда продемонстрировал звук на 6000 оборотах.
Другая история. Остановили ВАЗ-2112. "Нарушение" налицо: большая труба из-под бампера торчит. Однако главная улика была откручена за пару минут. Это оказалась насадка на штатный глушитель, которая абсолютно не влияет на звук, а только придает эстетичный вид задней части машины.
Вот поэтому инспекторам ДПС придется сначала доказать, что на машине - прямоток. Впрочем, специалисты по тюнингу утверждают, что "на глазок" нельзя определить, какой стоит глушитель. Прямоточную систему можно так замаскировать, что она не станет рычать и визуально не будет отличаться от штатных. А проверить на дороге уровень шума или дымность выхлопных газов невозможно из-за отсутствия необходимых приборов. И отправлять машину на внеочередной осмотр нельзя. Согласно статье 13.9 приказа 297 МВД РФ от 20 апреля 1999 года не допускается проведение проверки содержания окиси углерода в отработавших газах двигателя и технического состояния транспортных средств, прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр.
А в приложении к статье 12.1 КоАП есть такая фраза: запрещается повторно проводить технический осмотр транспортного средства, прошедшего его в установленном порядке.
Как видно, штрафы на дорогах - это неэффективный метод борьбы с рычащими глушителями. Остается надежда, что прямотоки не пропустит техосмотр. Но и это не факт. Качественные прямоточные глушители соответствуют евростандартам и не покажут превышения по содержанию окиси углерода. А пресловутые децибелы при техосмотре никто не измеряет. Впрочем, это тоже не стало бы панацеей от прямотоков. В спортивных глушителях "Проспорт" и "Ультр" есть заглушка. Выезжая за город, ее можно снять и проехаться с диким ревом, а при езде по городу она ставится обратно. Крепится заглушка на один болтик. И никто не запретит ее установить на время прохождения ТО.
Последняя возможность найти управу на "ревунов" - сертификаты соответствия. Вот их наличием на ТО поинтересуются очень активно. И при отсутствии документа будут принимать карательные меры. Вплоть до снятия номеров. Но и здесь есть своеобразная лазейка. На снятые с производства машины можно ставить любые запчасти. Без сертификатов.
Все вышеперечисленные доводы прекрасно понимают в ГИБДД. Но отступать от борьбы против рычащих глушителей не собираются. В крайнем случае, есть еще один способ - препятствовать распространению этих глушителей продавцами.
Предложение
Получается, что горожане будут продолжать просыпаться по ночам и слушать рев моторов. Но одно дело - самодельные глушители, которые не только нарушают спокойствие, но и вредно влияют на работу двигателя. И совсем другое - глушители, соответствующие европейским стандартам по шуму и по содержанию окиси углерода в выхлопе. А, как известно, евростандарт гораздо жестче российского. Так почему бы не дать автолюбителям спокойно совершенствовать свой автомобиль, не требуя повторного сертифицирования глушителей с евростандартом?
Чтобы найти прямоточный глушитель в Самаре, не надо сильно напрягаться. Достаточно заглянуть в тюнинговые салоны. Или, если бюджет не позволяет, на автомобильные рынки…
На подобных рынках можно найти самоделки. Делают такие агрегаты за "две секунды". Умельцы вставляют в штатный глушитель лом и по нему бьют кувалдой. Перемычки в глушителе перебиваются, и он начинает рычать. Подобного, очень низкого, качества питерские глушители "Некс". Производители этих запчастей берут штатный глушитель и начинают его переделывать, потом красят в другой цвет и продают под своей маркой. Использование таких запчастей только вредит работе двигателя и снижает его мощность.
Конструкция
Упрощенно конструкция прямоточного выхлопа такова: "паук", пламегаситель или резонатор и спортивный глушитель. Катализатор из прямоточной системы исключен.
В прямоточном глушителе между корпусом и трубой с отверстиями проложен звукопоглощающий материал. Как правило, это базальтовая вата, состоящая из длинных минеральных волокон. Чтобы волокна не выдувались наружу, между трубой и ватой размещают заградительный барьер из очень мелкой сетки. Ресурс прямоточного глушителя определяется сроком удержания волокон, а затем глушитель начинает звенеть. Вата хорошо поглощает высокие частоты, а с низкими справляется плохо. Поэтому глушители начинают басовито реветь. Причем некоторые модели уже выпускаются с определенно настроенным звуком: городской или экстремальный.
Прямоточный глушитель оказывает наименьшее сопротивление выхлопным газам. На машинах с простыми атмосферными моторами прямоток частенько оказывается бесполезным. Другое дело - хорошо заряженные машины. Если двигатель имеет увеличенный рабочий объем или турбо наддув, то штатная система выхлопа может не справляться и "душить" мотор и прямотоки будут положительно повлиять на скорость и мощность автомобиля. Но один спортивный глушитель здесь не поможет. Необходима замена всей системы выпуска.
Эта статья была опубликована 24 January 2007 г..
Доставка по всей Украине. ОПЛАТА ПРИ ПОЛУЧЕНИИ. Установка приобретенного оборудования в Киеве.