TPMS станет обязательным для новых автомобилей Европы
С ноября 2012 года все новые автомобили, выпускаемые на территории Европы, в обязательном порядке должны будут иметь в стандартном оснащении датчики давления в шинах (далее - TPMS), а это значит, - настало время уделить этому аксессуару самое пристальное внимание.
Изобретенные еще в 80-х годах прошлого столетия, датчики давления в шинах были изначально восприняты и производителями и водителями не иначе, как необязательная роскошь, особенно – для легковых автомобилей. В истории TPMS первым легковым «авто», получившим TPMS в стандарте, значится Porsche 959, которому встроили датчики еще в 1986 году. Но вместе с тем, в эти годы, да и в последующие лет 20, система контроля давления в шинах доставалась исключительно экзотическим суперкарам, седанам премиум-класса, либо коммерческим и грузовым автомобилям.
Внезапному всплеску внимания к себе, а также массовому появлению на рынке, система TPMS обязана неприятностям, случившимся у американского производителя шин Firestone. А точнее их «проколу», когда летом 2000 года компания столкнулась с большими проблемами - массовым отзывом своей продукции. Только в США этот знаменитый производитель вынужден был заменить 6,5 миллионов некачественных шин, а проблема эта приобрела федеральный масштаб.
Именно этот случай привел к тому, что в 2002 году Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA) опубликовала официальное требование, обязывающее всех владельцев новых автомобилей контролировать показатели давления в шинах.
Понятно, что с введением новых требований, нашлись обрадовавшиеся и «недовольные». Последним лагерем выступила общественность, то есть сами владельцы автомобилей, которые два года жаловались на низкое качество оборудования, предоставляемое производителями в списке стандартного оснащения. После нескольких судебных процессов, в 2004 году аппеляционный суд США обязал NHTSA переписать свои требования. Они действуют и сейчас: автопроизводители США должны устанавливать TPMS, которые оповещают водителя, когда давление в шинах падает более, чем на 25%. Отдельные производители дополнительного оборудования для автомобильной промышленности буквально «хлопали в ладоши» и даже пробовали требовать у NHTSA написать еще более строгие правила. Конкуренция расцвела, что заметно отражалось и на качестве, и на ценовой политике этого товара.
Нынешние TPMS это - серийное оборудование для автомобилей и мотоциклов «премиум» класса и опция, или тюнинг-аксессуар для всех прочих транспортных средств.
Система TPMS (Sensor-Transmitter Module) – это по сути модуль, который контролирует состояние работоспособности шин. Буквально каждые несколько секунд система проверяет уровень давления в шинах, а в некоторых случаях и температуру, передавая данные на информационный дисплей, расположенный в салоне. TPMS, обнаружив критические показатели, оповещает о сложившейся ситуации сигналом, указывая при этом на «проблемное» колесо. Такие данные дают многое – уверенность в безопасности движения, экономию топлива и возможность контролировать уровень износа шин.
В любой комплект такой системы входят датчики и дисплей, на котором отображается информация ими собранная. Дисплеи размещаются в салоне – на приборной панели, либо другом удобном месте, что зависит, собственно, от особенностей купленного вами комплекта. Дисплеи в наборах для мотоциклов, помимо традиционного расположения на приборной панели, могут быть в виде отдельных брелоков.
Независимо от методов сбора и передачи информации, все измерительные системы давления и температуры в шинах делятся на два вида, в зависимости от их крепления/месторасположения. Это внешние и встраиваемые датчики давления в шинах. По определению понятно, что первые крепятся снаружи - накручиваются прямо на ниппель колесного диска, что не требует снятия колес. Вторые – располагаются внутри конструкции колеса и размещаются непосредственно на диске. Такая система требует более серьезные манипуляции, что лучше доверить специалистам СТО.
Стоит обратить внимание и на саму процедуру сбора информации датчиками, что в свою очередь делит все подобные системы на косвенные/непрямые (indirect, либо сокращенно – iTPMS) и прямые (direct – dTPMS) системы.
dTPMS представляет собой комплект радио-датчиков, каждый из которых следит за введенным ему колесом и передает отчет о их состоянии водителю. Такие датчики измеряют физические показатели.
iTPMS не использует физические датчики, это – система мониторинга и сравнения данных, взятых у антиблокировочной системы ABS, которая анализирует также показатели скорость автомобиля/скорость вращения колес. Как известно, спущенное колесо будет вращаться медленнее, что не совпадет с заданной автомобилю скоростью.
Современные системы TPMS – это «автоаксессуар с интеллектом», который может рассказать не только о давлении в шине, об уровне ее износа, но даже указать где и кем она была произведена. Доступной стало использование передачи информации посредством Bluetooth, возможность дистанционного управления такой системой.
Еще пять лет назад было заявлено, что в 2012 году выйдет система, разработанная Siemens VDO совместно с Goodyear. Компании скооперировали силы и опыт, благодаря чему создали TPMS, которая оповещает, когда давление в шинах влияет на потребление топлива и износ резины. Система названа интеллектуальной - Tire IQ, она включает электронные датчики плюс антенна, которая использует двустороннюю связь.
Подобные разработки ведутся и Continental Automotive Systems, которая является одним из поставщиков TPMS для BMW. Эта компания решила в свое время отличиться, работая над возможностью дистанционного управления системой давления в шинах, которая вообще не использует батарейки.
Schrader International Inc, которая довольно серьезно сотрудничает с Pirelli выпустила «интеллектуальные» шины с микрочипом - Cyber Tyre Lean, которые появились в 2010 году. Система проверяет не только давление и температуру в шинах, но и способна хранить информацию о производителе, о типе «резины» и дате ее выпуска. А на прошедшем тюнинг-салоне SEMA оба производителя представили доработанный проект - Cyber Tyre, который отличается уже встроенным в прослойку шины микрочипом.
TPMS - один из весьма полезных и даже необходимых аксессуаров для тюнинга современных автомобилей, но далеко не единственная система безопасности, которая следит за состоянием шин и предоставляет информацию, помогающую избежать опасных ситуаций во время движения.