Автомобиль сегодняшнего дня с трудом можно назвать исключительно средством передвижения. Комфорт и уют в салоне возможно создать практически домашний, а использование современных мультимедиа запросто превращает его еще и в рабочий офис.
Нажатием кнопки мы регулируем положение кресел и настраиваем аудио-систему, а также можем создать комфортный климат в салоне, несмотря на холод, либо зной за его пределами. Последнее, то есть создание климата – заслуга современного автомобильного кондиционера, или высокотехнологичного климат-контроля.
Сейчас климатические системы кажутся нам вполне привычным оборудованием в «авто», ведь за время своего 72-летнего существования они пережили заметную эволюцию. И то, чем мы охлаждаем, или нагреваем воздух в салоне, теперь с большим трудом можно сравнить с первыми автомобильными кондиционерами.
Проявление кондиционера стало неизбежным в конце 30-х годов прошлого столетия, когда автомобиль вроде уже был не такой недоступной роскошью. Автопроизводители стали уже конкурировать в обеспечении уюта. Тут и стал возникать вопрос комфорта климата в салоне.
Большинство автомобилей выпускались в кузове «кабриолет» и «кондиционирование» в них происходило, так сказать, естественным путем – свежим воздухом. Это было удобно летом, но не зимой, более того, массовое появление автомобилей с закрытым кузовом подвигло производителей на раздумья: если в зимнее время такой кузов предоставлял определенные удобства, то летом салон автомобиля превращался в настоящую сауну.
Сейчас это звучит забавно, но первоначально производители пытались установить вентиляторы в пол автомобиля. Идея потерпела крах - в салон проникала по большей части дорожная пыль, нежели прохладный и свежий воздух.
Вспомнив, что новое – это хорошо забытое старое, конструкторы вспомнили эксперимент Уильяма Уителея – энтузиаста, которому удалось «проветрить» фургон, запряженный лошадьми. Еще в 1884 году он додумался поместить под пол кареты ящик со льдом. По его примеру и была позже создана система охлаждения воздуха в автомобильном салоне, а автором ее более-менее современной версии считается компания Packard Motor Car. Именно она презентовала в 1939 году первый автомобиль, который получил в серийной версии кондиционер для салона.
Представляла система из себя огромный ящик-испаритель, который занимал все свободное пространство в багажнике, а устройства охлаждения располагались под задним диваном. Вес агрегата составлял примерно треть веса всего автомобиля, что можно сказать и о более высокой цене. И некоторых неудобствах: за неимением компрессора, работал кондиционер исключительно при заведенном двигателе, ну а запустить его возможно было только из багажника. Получалось, чтобы насладиться прохладой в знойный день, водитель должен был остановить автомобиль, оставив включенным двигатель и в багажнике запустить систему охлаждения.
Несмотря на не слишком бурный успех таких систем, оснащением кондиционерами занялась и компания Cadillac, выпустившая в 1941 году 300 автомобилей, укомплектованных новой технологией. Кондиционер, разработанный этим производителем был более усовершенствованным - управление им было возможно уже из салона автомобиля, правда, модуль включения размещался опять-таки чудно – на специальной полке на заднем ряду сидений. Чтобы включит/отключить систему, водителю требовалось перебраться на задний диван, что, впрочем, более удобно, нежели выходить из автомобиля и делать это из багажника.
Первый автомобильный кондиционер, который вполне можно назвать прототипом современного, создали значительно позже - в автомобильной компании Nash-Kelvinator, чьей технологией также заинтересовались и гиганты - General Motors. Премьера кондиционера состоялась в 1954 году, а демонстрировали новацию автомобили Pontiac. Автомобильный кондиционер уже имел компрессор и конденсатор, ему не требовался включенный двигатель для автономной работы, что заметно сказалось и на экономии топлива.
Разработка General Motors нашла масштабное применение, но вплоть до 80-х годов так и оставалась редкостью, а при всем удобстве управления все же имела недостатки.
Не было никакой возможности регулировать температуру и направление потока воздуха, который просто «дул» с передней части автомобиля назад. Потому редким оборудованием автокондиционер был еще много лет, и только к 1969 году примерно половина выпускаемых мировой автоиндустрией автомобилей выходили с конвейера оснащенными устройством климатического контроля.
К такому оборудованию до сих пор относились неоднозначно. Так, в 1971 году в New York Times появилась статья, которая назвала автокондиционер «убийцей кабриолетов». Более того, использование фреона в конструкции кондиционеров напрямую связали с вредным воздействием на озоновый слой, благодаря чему газ R12, который использовался изначально, был изменен на фреон R134a. Он не только не вредит окружающей среде, но еще и не воспламеняется и не содержит ядовитых веществ. Норма вступила в силу в 1996 году и действует по сегодняшний день.
Современная система охлаждения и нагрева воздуха - компактный и легкий в управлении прибор, которым оснащены сейчас более 90 процентов автомобилей, а современный климат-контроль – это вообще удобная система, которой управляет не только водитель, как это обстоит с кондиционером, но и сами пассажиры.
Двухзональный, четырехзональный климат-контроль достаются автомобилям уже в стандарте и не являются «диковинками». Производители теперь соперничают в создании не просто охлаждающих систем, но уже «умных» автомобильных кондиционеров. Да и сами потребители стали довольно привередливы к обеспечению комфорта в салонах своих автомобилей. Идет ли ливень, трещит ли мороз, либо жарит солнце, в салоне автомобиля должен быть свой климат, которым было бы удобно еще и управлять.
Примеров «умных» разработок довольно много, так, совсем недавно – в апреле 2012 года, компания BMW объявила о том, что в скором времени модельный ряд 3 серии получит систему кондиционирования, которая будет не только охлаждать/нагревать воздух, самостоятельно «следя» за интенсивностью лучей солнца, либо реагируя на низкую температуру «за бортом», но и фильтровать/очищать его. Например, от выхлопных газов, которые проникают в салон, либо других не менее неприятных запахов, что особенно актуально для жителей промышленных районов. Система может следить за тем, чтобы окна не запотевали и не леденели. Разработка представляет собой двухзональный климат-контроль, которым может управлять водитель и передний пассажир. Кстати, благодаря функциям этой автомобильной системы кондиционирования, 3 серия теперь может быть оснащена и уникальной разработкой Head-Up Display – проектором на лобовое стекло, где может отображаться необходимая водителю дорожная информация.
Такая система будет доступна в стандартном оснащении лишь для топ-версий модели, остальные же владельцы элегантных BMW смогут заказать новинку в качестве опции. Впрочем, любой владелец абсолютно любого автомобиля сейчас вполне может выбрать удобный и необходимый автомобильный кондиционер.
Многие аксессуары, в том числе бытовую технику для оснащения салона и элементы для внешнего тюнинга автомобиля, Вы можете выбрать, заглянув в наш Интернет-магазин ADS-Tuning.