Положение пищалок на стойках, как и в большинстве машин аналогичного класса, по высоте ограничено двумя факторами. С одной стороны, динамики должны стоять не ниже козырька приборной панели, которая в противном случае будет отбрасывать нежелательную акустическую тень. С другой стороны, экстремальный монтаж под потолок тоже не рекомендуется, поскольку из-за наклона лобового стекла источники ВЧ-излучения оказываются недопустимо близко к слушателям. После финальных экспериментов на слух динамики были закреплены чуть выше уровня козырька и направлены вдоль стекла типичным для «десяток» образом.
В соответствии с общей фронтальной концепцией системы оба усилителя и сопутствующие им конденсаторы (ёмкостью по 50000 мкФ) смонтированы под сиденьями первого ряда и перемещаются вместе с ними. Такой способ крепления оказался проще, чем напольный, из-за особенностей конструкции «десятых» сидений. Чтобы избежать «болтанки» подключенных к клеммам кабелей, последние собраны в пучки и жёстко закреплены на фанерном основании усилителей.
Применение дверных динамиков среднего размера без ущерба басовой части музыкального спектра оказалось возможным благодаря переднему сабвуферу. Проблема локализации в этом случае отпадает самым ожидаемым и радикальным образом, а раз так, частоту раздела можно безболезненно поднять до 100 Гц (крутизна ФНЧ 36 дБ/окт., ФВЧ 24 дБ/окт.), разгрузить тем самым легковесные мидбасы от неприятных для них частот и получить все преимущества, вытекающие из уменьшенного калибра головок, и установочные, и акустические. Сверху НЧ-диапазон фронта ограничен на частоте 4000 Гц (24 дБ/окт.), которая соответствует нижней границе диапазона работы твитеров, сформированной также фильтром 4-го порядка.
Вольница с характеристиками кроссоверов обусловлена, разумеется, тем, что используются цифровые фильтры головного устройства. А, собственно, других-то в системе и нет, звуковой тракт усилителей короток и чист, как Нагорная проповедь.
Теперь сабвуфер. Главное в нём, разумеется, то, что он фронтальный. А коли так, то несложно сообразить, что будет второй особенностью. Он очень компактный, там, где он установлен, не разгуляешься. Закрытый объём 13 л следовало бы признать компактным и для «восьмёрки», а здесь в него установлена 10-дюймовая головка.
Вот поэтому и задержался так надолго в этой системе Signat ESW 10, головка довольно древняя, но по характеристикам редкая на грани уникальности. У ESW 10 резонансная частота
20 Гц, а добротность — 0,26 (кому надо, эти цифры многое поведают), и объём чуть больше 10 л — это как раз рекомендованный изготовителем.
Субминиатюрный корпус сабвуфера выполнен из ламинированной ДСП толщиной 16 мм. Согласно проекту, родившемуся после пеших тематических размышлений, установка готового ящика подразумевала перенос блока управления двигателя из-под центральной консоли в ноги переднего пассажира. Сам акустический ящик фактически зажат со всех четырёх сторон моторным щитом, центральным тоннелем, «бородой» и торпедо. В случае, если бы спроектированный корпус не поместился, в резерве оставались нижние воздуховоды, которые можно было перенести или в крайнем случае убрать совсем. Более сложная, стеклопластиковая технология давала, как прикинули, почти 17 л объёма, но здесь столько и не требовалось, поэтому можно было пойти простым путём.
Согласившись «поставить на паузу» свой автомобиль, не стоит долго сокрушаться по поводу временных неудобств бесколёсного образа жизни. Наоборот, плотно освоив роль пассажира и освежив навыки перемещения на своих двоих, есть хороший шанс провести время весьма приятно и увлекательно, когда заслушанный до дыр компакт-диск любимого исполнителя вдруг прозвучит совершенно свежо и не избито, а сверчок-призвук, досаждавший своей назойливостью, будет наконец-то изведён на корню. Только следует правильно употребить отведённую пешеходную паузу, а ещё лучше — заранее к ней подготовиться. Чтоб не сожалеть о «бесцельно пройденном» времени.
Текст: Сергей Гаврилюк
Эта статья была опубликована 11 May 2006 г..
Доставка по всей Украине. ОПЛАТА ПРИ ПОЛУЧЕНИИ. Установка приобретенного оборудования в Киеве.