В тридцатиградусной дубайской жаре вопрос о прогреве шин, понятное дело, не стоял. Зато неожиданно появились проблемы с перегревом — тормозов. Вообще, устроенный японцами тест дал неожиданный результат. Разница между покрышками пряталась в тонких, едва различимых нюансах. Зато три десятка автомобильных журналистов со всего мира могли на личном опыте убедиться, что Porsche Cayenne — намного лучший спортивный автомобиль, чем Mercedes SL!
Немецкое купе, даже с мощным шестилитровым мотором, доставляло на треке мало удовольствия. Хроническое «недоруливание» (недостаточная поворачиваемость), «вата» гидротрансформатора между педалью газа и колесами, неотключаемая полностью ESP поставили на удовольствии от езды по гоночной трассе жирный трехлучевой крест. К тому же на Мерседесах безбожно перегревались тормоза — уже к концу первого боевого круга купе начинало хуже тормозить, а на панели приборов загоралось грозное «Achtung!». Улучив момент и заглянув в боксы, где автомобили переобували и готовили к заездам, я получил подтверждение своим догадкам. Стопка тормозных дисков для Мерседеса была больше, чем шин!
А вот Cayenne, наоборот, приятно удивил. Если забыть, что сидишь сантиметров на двадцать выше обычного, все ощущения — как за рулем хорошего спорткара. Минимум кренов, не мгновенные, но быстрые и однозначные реакции, охотный вход в поворот — великолепно! Осмелев, я уже «вваливаю» в первый послестартовый вираж совершенно нереальным ходом! Под сброс газа Cayenne начинает послушно скользить по выбранной траектории всеми четырьмя колесами. Потрясающе! И никакого намека на перегрев тормозов, хотя внедорожник тяжелее мерседесовского купе на добрые полтонны...
Поговорить с испытателями шин так и не удалось. Оказалось, что вся эта черноруба-шечная братия — в основном менеджеры разных звеньев, а инженеров среди них раз, два и обчелся. Среди технических специалистов мало кто говорит по-английски, так что секреты японских шин надежно скрыты за языковым барьером. И все же во время обеда в застекленной VIP-зоне автодрома мне удалось разговориться с пожилым японцем — автором одной из новых технологий, которыми так гордится Yokohama.
Похожий на магистра Йодо из Звездных войн, Ютака Хаттори когда-то трудился в корпорации Sony над первыми видеомагнитофонами и FM-приемниками. А нынче его детище — система Intelligent TMPS, которая позволит электронным антиблокировочным и противобуксовочным системам работать на порядок точнее и быстрее, чем сейчас. В ее основе — легчайшие датчики, которые размещаются на ободе каждого из колес и не требуют самостоятельного питания. Они не просто следят за давлением в шине — такие системы есть у многих конкурентов. Главное в изобретении господина Хаттори — трехмерный датчик ускорения. Он передает данные об ускорениях, действующих на колесо, центральному блоку управления и способен мгновенно улавливать не только начало скольжения шины, но и то, какое покрытие в данный момент под колесами — по характеру вибрации. Если в обычных антиблокировочных системах опрос датчиков происходит 48—60 раз за оборот колеса, а задержка от начала скольжения до поступления сигнала — около 100 миллисекунд, то TMPS производит обмен от 512 до 1024 раз за оборот и передает данные блоку управления практически моментально!
«Главное, — говорит господин Хаттори, — что наша разработка позволит сделать «умные» системы автомобиля еще умнее. Водители быстрых машин получат электронику, которая будет только помогать им в управлении, а ни в коем случае не мешать!»
*
Система Intelligent TMPS. На плате размером со спичечный коробок умещается датчик давления, трехмерный датчик ускорений, процессор класса Pentium-4 и передатчик с антенной. Такой блок весом всего 10 граммов устанавливается на обод каждого из колес при шиномонтаже. По словам разработчика системы, г-на Хаттори, она способна совершить настоящую революцию в «драйверской» электронике.
*
Но это — дело будущего. А уже ближайшим летом владельцы спортивных машин и быстрых внедорожников получат на выбор две новые модели шин с красной эмблемой на черном фоне. Смогут ли покрышки Advan успешно конкурировать с признанными лидерами — шинами Bridgestone Potenza, Pirelli P Zero, Michelin Pilot Sport? По ценам наверняка смогут — Yokohama в этом плане всегда отличалась здравым подходом. Японские шины для своего Форда я приобрел не в последнюю очередь потому, что стоили они на четверть дешевле известных конкурентов. Сомнений в качестве и сцепных свойствах, как мы выяснили, тоже нет. Что же касается имени, бренда...
О тех, кому это важно, пусть позаботится маркетолог, господин Кунихико Ито. Brand awareness — узнаваемость марки — одно из любимых его понятий. А мы и раньше знали, что Yokohama делает очень неплохие спортивные шины. Хотя... Увидев в магазине красно-черную эмблему и надпись Advan, я теперь присмотрюсь к покрышкам повнимательнее...
Текст: Рустам Акиниязов
Эта статья была опубликована 11 May 2006 г..
Доставка по всей Украине. ОПЛАТА ПРИ ПОЛУЧЕНИИ. Установка приобретенного оборудования в Киеве.