Вряд ли кто-либо точно подсчитывал число гоночных трасс по всему миру. Вероятно, их сотни, если не тысячи. Но наиболее известны лишь те, что мелькают на экранах телевизоров. Хокенхайм, Монца, Индианаполис, Нюрбургринг и т. д. В России – «Невское кольцо» и «Мячково». Есть и другие трассы, не столь раскрученные. Самое интересное, что многие из существующих трасс не ограничиваются только проведением официальных гоночных серий и чемпионатов. Даже на самых серьезных автодромах есть время, когда любой желающий может приехать и попробовать себя на трассе. Можно на своем автомобиле, а можно взять в аренду гоночный. Можно самому, а можно с инструктором. При большинстве автодромов работают школы водительского мастерства. Так зарабатываются дополнительные деньги на содержание самой трассы и ее инфраструктуры. Несомненно, хотелось бы прокатиться по одной из старейших гоночных трасс в мире – овалу Индианаполиса в США. Но Америка далеко. Хочется же рассказать о трассах, до которых, как говорится, рукой подать, то есть европейских и наших отечественных.
Hockenheimring
Каждый автолюбитель, наблюдая за гран-при Формулы-1 или другими авто- и мотогонками, хоть изредка, но замечал: «Да я бы прошел этот поворот куда точнее и увереннее». И мало кто знает, что многие, если не все, существующие гоночные трассы предлагают всем желающим попробовать себя в роли Михаэля Шумахера, Валентино Росси или Марко Мяртина. Причем на своем личном автомобиле или мотоцикле.
В 1930 г. молодой хронометрист Эрнст Христ задумал построить гоночную трассу в своем родном городе. Мэр Хокенхайма поддержал идею. Германский департамент регулирования автотранспорта (DMV) подтвердил, что новая трасса будет использована в качестве официальной. 1 декабря 1931 г. был основан Hockenheim Motor Club, и уже 25-го числа того же месяца городской совет единодушно одобрил этот проект. Развернутое строительство трассы началось 23 марта 1932 г., а уже 29 мая того же года прошли первые мотоциклетные гонки на автодроме Хокенхайм. Так, сами того не предполагая, энтузиасты и городские чиновники сделали свой город известным на весь мир. В 1938 г. конфигурация трассы полностью изменилась. К концу 40-х был основан Hockenheimring GmbH – компания, призванная заняться коммерческим использованием гоночной трассы. Август 1970 г. – первая гонка на Хокенхайме в классе Формула-1 и порядка 100 тысяч зрителей. 4 февраля 2002 г. Хокенхайм претерпел самую масштабную реконструкцию, лишившись своего знаменитого «лесного» участка. В результате появился автодром в его современной конфигурации. Новая трасса имеет 6 прямых и 17 поворотов, лишь 7 из которых остались от прошлой трассы. Длина новой трассы сократилась более чем на 2 км. Новая трасса имеет длину 4574 м и минимальную ширину 15 м. В Хокенхайме имеется и своя школа – Центр подготовки водителей FSZ, – открывшаяся в апреле этого года. Помимо стандартных практик, здесь существуют и особые «полосы препятствий», позволяющие вырабатывать навыки вождения в сложных дорожных ситуациях. Так, например, имитатор скользкой дороги. Особый диск с гидроприводом, установленный в полотне дороги, создает искусственный занос заднего моста, заставляя автомобиль идти юзом. Кроме того, имеется 320 м постоянно увлажняемой дороги, где студентов обучают маневрированию, объезду препятствий, торможению и аквапланированию на высокой скорости. Но для нас наиболее интересна возможность прокатиться на своем автомобиле. Для этого на Хокенхаймринге предусмотрены определенные дни и время. С апреля по октябрь, каждый четверг с 17.00 до 20.00 группами не более чем по 40 машин. Автомобилисты и мотоциклисты выезжают поочередно. Все серьезно и предельно безопасно. Никакого трафика, зоны замедления, гравийные полосы, места для падения, отбойники и шинные барьеры. Такие условия – настоящий рай для желающих оторваться по полной, в особенности для мотоциклистов. Однако соревнования на трассе не приветствуются. Безопасность превыше всего. Учитывая уровень и известность трассы, цены вполне приемлемые. Допуск на автодром – 4 евро с человека, аренда трассы – 12 евро с одного транспортного средства за 15 минут вождения.
Nurburgring
Еще один знаменитый германский автодром – Нюрбургринг ведет свою историю с 1925 г. Именно тогда была заложена трасса, на строительстве которой трудилось до 3000 рабочих. Официальное открытие автодрома состоялось в субботу, 18 июня 1927 г., и непосредственно после официальной церемонии состоялись первые мотоциклетные, а затем и автомобильные гонки. А первым победителем стал Рудольф Караччиола на автомобиле Mercedes S. Гонки не прекращаются вплоть до Второй мировой войны. Последний гран-при состоялся в 1939 г. Первая послевоенная гонка Eifel Pokal Rennen состоялась 17 августа 1947 г. после восстановления трассы. Посетители получили билет на покупку вина, хлеба и сосисок, заплатив за вход 5 рейхсмарок. Но уже в 1948 г. автодром был закрыт на реконструкцию и вновь был запущен в строй 22 мая 1949 г. с гонкой Eifel Pokal. Далее начинается череда всевозможных гран-при, название которых не столь значительно, сколь имена чемпионов. 1950 г., гонки Формула-2, Алберто Аскари, автомобиль Ferrari. 1 августа 1954 г. при 400-тысячной аудитории на автомобиле Mercedes Silver Arrows побеждает легендарный Хуан Манюэль Фанхио. 4 августа 1968 г. – победа шотландца Джеки Стюарта на Matra-Ford. Конец Нордшляйфе как трассы гран-при пришел 1 августа 1976 г., когда Ники Лауда попал в жесточайшую аварию. 3 октября 1977 г. акционерами автодрома было принято решение о строительстве малой трассы Нюрбургринга, но вскоре обещанное финансирование было заморожено. В 1980 г. состоялась мирная демонстрация фанатов именитого автодрома, и президент ADAC возглавляет движение «Спасем Нюрбургринг». В конце концов власти ФРГ помогают Nurburgring GmbH и выделяют 40 миллионов немецких марок. 30 ноября 1981 г. стартуют работы по реконструкции трассы, и новый круг длиной 4542 м вводится в строй 12 мая 1984 г. Теперь Нюрбургринг имел как бы два кольца – малое, где теперь и проводятся гран-при Формулы-1, и большое Нордшляйфе. Первую гонку на обновленном автодроме выигрывает на тот момент мало кому известный Аэртон Сена. 1 октября европейское гран-при – Алан прост. А в 1986 г. Формула-1 уходит на Хокенхаймринг, чтобы вернуться лишь в 1995 г. 1 октября 1995 г. Михаэль Шумахер становится первым немцем, выигравшим гонку на Нюрбургринге в классе Формула-1. Автодром продолжает совершенствоваться. В 2001 г. вводится в строй новая секция – «Mercedes Arena», призванная еще более повысить зрелищность авто- и мотогонок. С самого своего рождения Нюрбургринг привлекал к себе туристов и автолюбителей. И в наши дни и трасса гран-при, и большой круг Нордшляйфе доступны для всех желающих. Существуют так называемые «открытые часы», когда каждый может приехать на своем автомобиле и купить себе немного адреналина на одной из самых красивых трасс в мире. Часы доступа варьируются, и их лучше уточнять на сайте автодрома. А вот прайс-лист вполне конкретный. Малый гран-при круг немногим более 4,5 км стоит с автомобиля или мотоцикла: 7, 38 и 72 евро за 1, 6 и 12 кругов соответственно. Нордшляйфе – более 20 км по холмам, лесной дороге. Возможно, это самая красивая трасса в мире. Но и стоит она дороже. Для единовременной ознакомительной поездки нужно заплатить 14 евро за круг с автомобиля или мотоцикла. Автобусный тур – 2 евро со взрослого человека и 1 евро с ребенка. Для более серьезной и длительной поездки на своем авто или мотоцикле можно приобрести абонемент. 56, 76 и 143 евро за билет на 5, 6 и 12 кругов соответственно. При этом минимальный, на 5 кругов, действует лишь в день приобретения. Есть и годовой абонемент стоимостью 700 евро. Бланк его заказа есть в Интернете, как, собственно, и правила нахождения на трассе.